Экспозиция

Завтрак
Питер Клас. Дерево, масло

Коллекция западноевропейской живописи обладает рядом первоклассных произведений художников Италии, Германии, Франции, Нидерландов. В экспозицию включены лучшие по своему художественному уровню и состоянию сохранности произведения. Среди них есть по-настоящему редкие полотна.

Одним из самых обаятельных мастеров голландского натюрморта был Питер Класс, основоположник особого вида этого жанра, так называемых завтраков. Его произведения решены строго и сдержанно, цельны по цвету, скромны и очень камерны. Художник подчеркивает красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры. На всех предметах лежит печать присутствия человека.

Праздник в Голландии
Томас Хереманс. 1696. Холст, масло

Хереманс изобразил крестьян, пирующих на речной пристани перед трактиром "Лебедь". В 1986 г. в каталоге мемориального фонда Л.А. Майера в Лондоне была помещена репродукция аналогичного речного пейзажа под названием "Речной пейзаж с пьющими крестьянами и лодками, причалившими к пристани". На обоих полотнах присутствуют подпись художника и датировка, расположенные на находящейся на переднем плане ограде. 

Христос
Михаэль Остендорфер. 1530. Дерево, масло

Полотна художников немецкого Возрождения редки в музеях нашей страны. Жемчужиной коллекции Воронежского музея является произведение Михаэля Остендорфера «Христос» - одно из немногих свидетельств творчества этого мастера в нашей стране. Немецкий график, живописец и архитектор. Созданный Остендорфером образ восходит к гравюрным образцам Г. Буркмайера – старшего. Выдержанный в торжественной гамме изысканных оттенков черного и золотого он обретает форму в изящном артистичном рисунке. Над изображением помещена надпись, сделанная в духе античного стихосложения. Четверостишие состоит из двух строф – дистихов, сочетающих шестистопный дактиль с пентаметром, которыми в античности писались элегии. Построенные на ритме строки в переводе профессора кафедры древних языков МГУ Е.В. Федоровой приобретают следующий смысл: «Ты, кто жаждешь познать лик небесного Христа, взгляни – вот Бога Христа священный облик, молю, да воззрит он благосклонно на несчастных, когда приходит последний час его суда»



Мадонна с уснувшим на коленях Христом и двумя ангелами
Андреа дель Пиччинелли. Ок. 1515. Дерево, масло

Для итальянского Возрождения характерны многочисленные изображения Мадонн с передачей различных настроений и чувств – от тончайшего лиризма до глубоких драматических переживаний. Живописное полотно «Мадонна с уснувшим на коленях Христом и двумя ангелами» работы итальянского художника XVI века Брешианино. Итальянский живописец сиенской школы. Учился у Джироламо дель Паккья, сформировался под влиянием творчества тосканских мастеров Содомы и Доменико Беккафуми. Писал картины на религиозные темы.


Баталия
Жак Куртуа (Бургиньон). Холст, масло

Французский баталист XVII столетия Жак Куртуа, прозванный Бургиньоном –  мастер многофигурных композиций, кавалеристских схваток, батальных сцен, написанных с романтической приподнятостью, экспрессией и динамикой. 
В сюжетах картин Куртуа нашли отражение его биография и жизненный опыт. Хронологию его творчества проследить трудно, т. к. Куртуа почти никогда не подписывал и не датировал свои картины. Но работы, авторство которых бесспорно, демонстрируют самое высокое качество и подтверждают репутацию первого батального мастера Европы, устойчиво закрепленную за ним в XVII и XVIII вв. В работе «Баталия» художник с большой убедительностью передает накал кавалерийского сражения, используя смелые приемы и резкие контрасты.

Двустороння филенка с изображением святых и донаторов. Святая Анна с девой Марией, младенцем Христом и донатором. На обороте: Святой Августин
Неизвестный нидерландский мастер XVI века. Дерево, масло

Картина, по видимому, представляет собой боковые створки домашнего алтаря. На лицевой стороне одной доски покровительница брака Святая Анна с девой Марией и младенцем Христом и коленопреклоненном донатором. На обороте - церковник и один из крупнейших теоретиков римско-католической церкви, Святой Августин (354-429), символом которого является сердце.
На лицевой стороне второй доски изображен один из величайших церковных деятелей латинской церкви, отец науки о священном Писании, Святой Иероним и коленопреклоненный донатор с распятием в руках. На обороте - великомученица Святая Варвара, символом которой является башня.

Автопортрет
Самюэль Диркс ван Хогстратен. Холст, масло

Говоря о собрании голландских живописцев нельзя не упомянуть Самюэля Диркса Ван Хогстратена (1627-1672), ученика Рембрандта. Его «Автопортрет» написан под явным влиянием учителя. Художник всеми средствами пытается подчеркнуть значимость творческой личности.


Натюрморт
Фредерик ван Ройен. Холст, масло

Излюбленным жанром в Голландии был натюрморт. В неодушевленных предметах голландцы видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Живописцы создавали впечатление естественного беспорядка, с ощущением присутствия человека. 

Редки в музеях нашей страны произведения Федерика ван Ройена, чье творчество развивалось во второй половине XVII века. Художник восхищается декоративностью цвета и формы, изображенных плодов, листьев.

Портрет М.С. Бутурлиной (урожденной Гагариной)
Христина Робертсон (уродженная Саундерс). 1841. Холст, масло

Среди произведений английской живописи XIX века запоминается «Портрет М.С. Бутурлиной» кисти Христины Робертсон – английской художницы, в сороковых годах, поселившейся в России. Ее работы, виртуозные по исполнению, не лишенные эффектности и идеализации, имели успех при дворе Николая I.

Пирушка
Ян Йозеф Хореманс (Гореманс) Старший. Холст, масло

Действующими персонажами жанровых сцен во Фландрии, являются лица из среды мелкой буржуазии и крестьянства: попойки, карточные игры, драки. Образы экспрессивны, сюжеты полны драматизма. В картине «Пирушка» Яна Йозефа Хореманса изображена шумная компания молодых повес, развлекающихся в обществе дам.

Поклонение волхвов
Неизвестный французский художник XVIII века. Дерево, темпера

В экспозиции представлен уникальный экспонат. Огромных размеров картина была написана неизвестным французским художником в XVIII веке с алтарной картины «Поклонение волхвов» (1423) Джентиле да Фабриано. Оригинал хранится во Флоренции, в галерее Уффици. Алтарная картина была заказана богатым флорентийским банкиром и гуманистом Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции. Произведение, изображающее феодальный мир во всем его блеске и элегантности, считается шедевром интернациональной готики. Великолепные одежды персонажей, изысканные упряжи лошадей, экзотические животные, пейзаж на заднем плане и искусно резная позолоченная рама вызывают искреннее восхищение. 





Ваше сообшение успешно отправленно, в ближайшее время мы с вами свяжемся





Спасибо за заполнение анкеты