Экспозиция

Зимний день
И.Э. Грабарь. 1939. Холст, масло

Особое место среди художников старшего поколения принадлежит И.Э. Грабарю. Он широко известен как художественный критик, историк искусства и руководитель по научной реставрации картин. Пейзаж «Зимний день» поражает мастерской передачей кристальной чистоты морозного воздуха.

Большой натюрморт
П.А. Нилус. 1932. Холст, масло

Петр Александрович Нилус – живописец, художественный критик,  один из учредителей Товарищества Южнорусских художников.  Жил и учился в Одессе, затем в Академии художеств в Петербурге. Первые самостоятельные работы художника — жанровые картины и пейзажи. Писал Нилус и портреты известных людей. Два из них особенно примечательны: «Портрет Чехова» и «Портрет Бунина». С последним у художника были настоящие дружеские отношения – Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество». В 1920 году Петр Александрович эмигрировал в Париж. Воронежская коллекция произведений Нилуса насчитывает 73 работы и часть архива, которые были переданы в дар музею в октябре 1995 года приемной дочерью художника Валентиной Лазаревной  Голубовской. Некоторые из них представлены в экспозиции.

Ладья в бурю
С. М. Романович. 1940. Холст, масло

На рубеже 1919–1920- х гг. в городе Воронеже открылось специальное учебное заведение, которое явилось филиалом Московского ВХУТЕМАСА, руководителем, вдохновителем и педагогом которого стал Сергей Михайлович Романович. Содержание его творчества – борьба, лежащая в основе всего, драматизм которой художник осмысливает в образах античной мифологии, в сюжетах христианских легенд или современных событий. Миф или притчу использовал для выражения связи образа и реальности. «Ладья в бурю» - символ преодоления житейских невзгод, сомнений. Основное условие развития живописи Романович видел в постижении таинств цвета. В его произведениях цвет играет формообразующую роль.

Каток
Ю.П. Щукин. 1933. Холст, масло

В 1920-е годы сформировался своеобразный талант уроженца Воронежа советского живописца и театрального художника Юрия Щукина, чей творческий путь был непродолжителен, но ярок. В его искусстве неразрывно переплетаются глубокое постижение натуры и богатое художественное воображение. «Каток» - одна из интереснейших работ мастера.  Используя легкую серебристо-серую цветовую гамму, художник преображает взятый из жизни мотив в удивительно цельный гармоничный образ.

Сказка
М.В. Нестеров. 1921. Холст, масло

К теме Древней Руси, как и ряд мастеров, обращался Михаил Васильевич Нестеров. Не столько за счет своего живописного дара, сколько благодаря своей духовной силе и силе своих героев, он сумел создать особый мир – монашеской и старческой Руси, мир удивительно реальный и, вместе с тем, как бы бесплотный и легендарный. Образ Руси предстает в картинах художника как некий идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но навек исчезнувший подобно легендарному граду Китежу. Это острое ощущение природы, восторг перед миром, перед каждым деревом и травинкой особенно ярко выражено в произведении Нестерова «Сказка».

Портрет В.Э. Регеля
С.В. Малютин. 1923. Холст, масло

В 1920-е годы закономерным было обращение к портрету, в котором делается попытка сочетать сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи. В 1920 – 30-е годы художником Сергеем Малютиным была создана серия портретов представителей творческой интеллигенции – писателей, ученых, деятелей культуры. Среди них, хранящийся в музее, «Портрет профессора В.Э. Регеля» – ученого, историка и первого ректора Воронежского университета.





Ваше сообшение успешно отправленно, в ближайшее время мы с вами свяжемся





Спасибо за заполнение анкеты