Экспозиция

Сборы к венцу
А.Е. Карнеев. 1858. Холст, масло

Ученической программой является большое многофигурное полотно А.Е. Карнеева (1833-1896) «Сборы к венцу», в которой сказывается веяние времени – интерес к окружающей действительности. Однако изображение достоверного момента из жизни крестьян сопровождается строгим соблюдением академических правил.

Лафотенский остров
Л.Ф. Лагорио. 1895. Холст, масло

Под влиянием искусства Айвазовского развивалось творчество Л.Ф. Лагорио. Пейзаж «Лафотенский остров» создан в последние годы творчества художника на побережье Балтийского моря.  

Морской вид
И.К. Айвазовский. 1867. Холст, масло

Творчество выдающегося мастера морского пейзажа И.К. Айвазовского (1817-1900) представлено в собрании музея полотнами «Морской вид» и «Корвет в тумане» - прославляющее красоту и мощь морской стихии. В картинах Айвазовского положен характерный для его творчества мотив противоборства сил природы и воли человека.

Зимний пейзаж
А.М. Мещерский. 1884. Холст, масло

Пейзажу А.И. Мещерского свойственна большая выразительность, величавость и торжественность – «Зимний пейзаж».

Портрет С.Н. Крамской (урожденной Прохоровой) жены художника и С.И. Крамской, дочери художника
И.Н. Крамской. 1875. Холст, масло

Большую художественную ценность имеет коллекция картин и рисунков уроженца Воронежской земли И.Н. Крамского (1837-1887). Коллекция ВОХМ насчитывает шесть живописных работ Крамского и 27 рисунков и офортов. Кисти Крамского принадлежит множество портретных образов, воплощающих этический идеал русской передовой демократической интеллигенции.

Глубиной психологических характеристик поражает портрет жены художника с дочерью.

Портрет К.А. Савицкого
И.Н Крамской. 1871. Холст на картоне, масло, монохромная живопись

Портрет художника К.А. Савицкого относится к раннему периоду творчества Крамского. Точность рисунка и мастерская светотеневая моделировка позволили Крамскому передать цельность и независимость характера Савицкого.

Убийство Иваном Грозным своего сына Ивана 16 ноября 1581 года.
И.Е. Репин. 1909. Холст, масло

В собрании музея находится второй вариант картины художника И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 октября 1581 года». Исторический жанр изобразительного искусства отображает значимые исторические события, явления, либо военных деятелей, поэтому часто перекликается с батальным жанром.

Русское изобразительное искусство рубежа XIX-XX веков отличается сложностью и противоречивостью. Поиски новых путей в искусстве и стремление к расширению его возможностей приводят к значительному обогащению художественных средств.

Художница с зеленой вазой. Автопортрет с вазой
Е.А. Киселева. 1910. Картон, темпера

Родилась и провела свою юность в Воронеже дочь преподавателя математики Е.А. Киселева. Окончила Академию художеств.

Основное место в ее творчестве всегда принадлежало портрету. Портреты ее работы отличаются оригинальностью замысла. В каждом случае художница находит выразительную композицию, цветовую гамму для создания убедительного, содержательного образа.

Цветы
К.А. Коровин. 1917. Холст, масло

Константин Коровин – характерный представитель эпохи рубежа XIX-XX веков со свойственными ей напряженными поисками идеала, стремлением к синтезу, к реформации языка живописи. Коровин оставил яркий след во всех видах искусства, к которым обращался: писал картины, проектировал и оформлял выставочные павильоны; один из немногих мастеров этого времени, он реализовал свои замыслы в монументальной живописи; участвовал в реформации театрального дела России. Большинству работ Константина Коровина присущ интерес к решению сложных живописных задач, сочетающих в себе свежесть и непосредственность мгновенного впечатления и обостренного чувства цвета. Стремление выявить в окружающей жизни все наиболее красивое и богатое живописными эффектами обусловлено увлечение Коровина натюрмортом. С подлинным артистизмом написан мастером свежий, благоухающий букет.

Свадебный поезд
А.А. Бучкури. 1913. Холст, масло

«Свадебный поезд» - произведение с интересными образами и удачно найденным цветовым решением. В глубокой задумчивости сидит в телеге невеста, одетая в свадебный наряд. Бучкури был далек от сложных новаторских течений и все же при всей реалистической основе его творчества, он увлекался иногда чисто декоративными задачами. Но, образ человека в произведениях Бучкури никогда не растворялся в красочно-декоративной игре цветовых эффектов. Много и плодотворно занимался Бучкури педагогической деятельностью и оказал большое влияние на молодых воронежских художников.

Утро княжей охоты
Н.К. Рерих. 1901. Холст, масло

Увлечение стариной нашло интересное преломление в исторических композициях Н.К. Рериха. Музей обладает двумя его монументальными экспозициями на тему "Княжая охота". Это ранний период творчества художника. Сюжетный мотив здесь органически слит с романтически трактованным пейзажем, определяющим особое, "историческое" настроение.

Провинция (Воронеж)
М.В. Добужинский. 1912. Бумага на картоне, акварель

Большое значение для русского искусства начал XX века имела группа "Мир искусства", в которую входил М.В. Добужинский. Характерный для чертой были интерес к историческому прошлому и его идеализации. Добужинский нередко обращался  к изображению старинных русских городов. Это проявилось и в акварели из цикла "Провинция", изображающей один из уголков старого Воронежа.





Ваше сообшение успешно отправленно, в ближайшее время мы с вами свяжемся





Спасибо за заполнение анкеты