Экспозиция

Бюст предка
Известняк, роспись. Фивы. Дейр эль-Медина(?). XIX дин.

С XV в. до н.э. важным элементом специальных ритуалов, обращенным к предкам, становятся особые памятники - так называемые "бюсты" умерших, выполненные из известняка или дерева и красиво расписанные. Бюсты изображали не конкретно умерших, а некий собирательный образ благого предка-  защитника, чаще всего женщины, "праматерь" семьи. Бюст из собрания музея - один из самых красивых известных памятников своего типа - также изображает женщину. 
Фото: Сергей Куприянов.

Голова статуи вельможи
Граувакка. Происхождение неизвестно. XXVI дин., VII-VI вв. до н.э.

Создавая скульптурный портрет, художник редко обозначал следы возраста или жизненный усталости. Перед нами высокопоставленный вельможа в объемном парике. Его округлое, полное лицо наполнено психологизмом и трогательной эмоциональностью, которую передают поднятые к переносице тонкие брови. 
Фото: Сергей Куприянов.

Ушебти
Глина, роспись. Фивы, Баб эль-Газус. XXI – XXIV дин.

Ушебти - тип погребальных статуэток умершего, обычно в виде запеленутой мумии, широко распространённый в Египте со Среднего царства и вплоть до греко-римского времени. В переводе с древнеегипетского ушебти - "ответчик". В загробном мире он должен выполнять за умершего назначенные ему работы, обеспечивающие тому надлежащие пропитание. 
Фото: Сергей Куприянов.

Статуя вельможи с овном
Известняк. Фивы. XIX дин.

В религии Древнего Египта большую роль играли священные животные богов. Такие животные считались подобием божества, вместилищем части божественной сущности, проявленной на земле. В Фивах, столице Египта в эпоху нового царства почитался Амон - бог, имя которого можно перевести как "потаенный" или "сокрытый". Священными животными Амона были гусь, змей и овен, причём последний значительно превосходил по популярности другие формы культа животных.
Фото: Сергей Куприянов.

Скарабеи
Стеатит, фаянс, камень

Древние египтяне почитали скарабея как символ восходящего утреннего солнца, символический образ солнечного творца. Священный жук был не только посвящен богу восходящего солнца, но и воплощал собой принцип, согласно которому непознаваемый предвечный бог творит мир, распадаясь на множество божеств, которые в совокупности являются его сущностью. Скарабеев изготавливали из самых разнообразных материалов, часто - синего или зеленоватого цветов, которые символизировали вечную жизнь. В экспозиции представлена лишь часть скарабеев из собрании Рихтера. В основном, они датируются Поздним временем, за исключением нескольких ранних образцов, созданных в эпоху Среднего царства.
Фото: Сергей Куприянов.

Стела Рамосе - писца "Места Истины"
Известняк, следы росписи. Фивы, Дейр эль-Медина. XIX дин.

Писец Рамосе был одним из знаменитых мастеров, устроителей царских гробниц. Стела выполнена из известняка и сохранила едва заметные следы яркой полихромной росписи по врезанному рельефу. Пространство стелы разделено почти пополам на два регистра. В верхнем изображена богиня Таурт, сжимающая в руках скипетр и символ вечной жизни. В нижнем регистре представлен сам Рамосе, склонившийся в молитве вместе со своей супругой. 
Фото: Сергей Куприянов.

Глаз
Бронза, известняк. Происхождение неизвестно. Поздний период

Древнеегипетские мастера в совершенстве владели искусством инкрустации деревянных изделий при помощи различных металлов. Часто инкрустировали глаза саркофагов и погребальных масок. Саму форму глаза, подведенного косметической линией, выполняли из металла в технике утраты восковой модели. В коллекции музея хранится такой глаз - инкрустация маски саркофага. Для белка использован известняк, зрачок глаза - бронзовый.
Фото: Сергей Куприянов.

Пирамидион Имхотепа
Известняк. Фивы, Шейх Абд эль-Курна. XIX дин.

Пирамидион был очень значимой и популярной формой в египетской архитектуре, они венчали собой царские пирамиды, обелиски в храмах, а иногда и гробницы частных лиц. Перед нами лишь верхняя часть гораздо более внушительного памятника, разбитого при неизвестных обстоятельствах. Его плоскости украшены изображениями трех форм Солнца и образом Птаха - бога, символизирующего собой силу земли и материи.
Фото: Сергей Куприянов.

Саркофаг Несипахерентахата.
Дерево, штук, роспись. Фивы, Дейр эль-Бахри (?). XXI дин.

Деревянный антропоморфный саркофаг мужчины - один из лучших древнеегипетских памятников в России - главный шедевр египетского собрания музея. Саркофаг изображает запеленатую мумию с маской на голове и груди; он выполнен из кусков дерева различных размеров, покрыт левкасом и великолепной росписью. Исходя из текстов понятно, что саркофаг принадлежал царскому писцу, одному из высших чиновников в "Месте Истины" - поселке строителей царских гробниц в Фивах. 
Фото: Сергей Куприянов.

Статуэтка сфинкса
Известняк. Происхождение неизвестно. Поздний период.

Сфинкс - один из самых ярких образов древнеегипетской цивилизации и её изобразительности. Замечательный андросфинкс из собрания музея обладает всей монументальностью своих колоссальных собратьев, несмотря на свои миниатюрные размеры. 
Фото: Сергей Куприянов.

Накладка на мумию жрицы
Дерево, штук, роспись. Фивы, Дейр эль - Бахри. XXI дин.

В числе памятников поразительно красивая накладка на мумию жрицы. На накладке отсутствует имя владелицы. Однако стилистическое и портретное сходство позволяет предположить, что накладка принадлежала "певице Амона - царя богов, Неситауджатахет.
Фото: Сергей Куприянов. 





Ваше сообшение успешно отправленно, в ближайшее время мы с вами свяжемся





Спасибо за заполнение анкеты